Что посмотреть
dsc_0601 dsc_0565 dsc_0599 dsc_0575 dsc_0597 dsc_0819 dsc_0560 dsc_0820 dsc_0576 dsc_0550
История Египта
Опрос

Какой курорт Египта Вам нравится больше всего?

Просмотреть результаты

Загрузка ... Загрузка ...

Слова Древнего Египта: Религия

religijaРелигия Древнего Египта настолько своеобразна, что за века сложился особый словарь связанных с ней понятий. В каждой статье на эту тему мы предложим вам их определения, данные в алфавитном порядке.

Амдуат (сущ., м.р.). Это слово в буквальном переводе означает «то, что содержится в подземном мире» и используется для обозначения хтонического мира, то есть царства мертвых. Согласно мифам, Амдуатом правит бог Осирис. Его подданные — существа, оправданные на последнем суде.

Амулет (сущ., м. р.). Амулеты — маленькие изделия из стекла, камня или фаянса, якобы имеющие профилактические свойства. Они многочисленны и очень разнообразны (статуэтки богов, глаз уаджет, крест анкх, сердце, изголовье, скарабей…), однако предназначение у них одно: защищать носителя, как живого, так и мертвого. В «Книге мертвых» подробно описывается использование, формы и материалы амулетов.

Анкх (крест) (сущ., м.р.). Иероглиф и в то же время божественный символ, крест с петлей (анкх) символизирует жизнь. Этот атрибут характерен для многих богов и богинь.

Антропоморфный (прил.). Антропоморфным можно назвать бога или богиню, тело и голова которых человеческие. Так, например, Птах и Осирис систематически изображаются в антропоморфном обличье. Антоним понятия антропоморфный — зооморфный. В Древнем Египте эти два аспекта нередко причудливым образом сочетались. Так, например, богиня Меритсегер изображалась с женской головой и телом змеи.

Апейон (сущ., м. р.). Слово греческого происхождения. Апейон — это святилище, где египтяне поклонялись богу Апису, воплотившемуся в живом быке. Здание апейона примыкало к храму Птаха в Мемфисе; также при нем имелся дом бальзамирования. После бальзамирования быков Аписов погребали на Серапеуме, специальном некрополе.

Апотропеический (прил.). Этот термин греческого происхождения переводится как «отвращающий». В религии так называют любой предмет или обряд, отвращающий дурное воздействие или злых духов. Амулеты  — апотропеические предметы.

Атеф (корона) (сущ., ж. р.). Корона атеф очень напоминает белую корону Верхнего Египта и представляет собой вытянутую тиару, завершающуюся цилиндрическим выступом. Единственное отличие — это два пера, которые ее обрамляют. Корону атеф носят Осирис и Татенен.

Атрибут (сущ., м. р.). Любой предмет, являющийся частью образа божества и позволяющий его опознать (жезл, украшение и т. п.). Однако одного атрибута обычно недостаточно, чтобы идентифицировать божество среди множества подобных ему. Иногда только по иероглифам, сопровождающим изображение бога, можно понять, кто именно перед нами!

Ба (мн. ч. бау). сущность, которую можно сравнить с душой, невидимая и не подверженная разложению (в отличие от плоти) часть человека. Ба изображалось в виде птицы с человеческой головой; его не следует путать с ка — настоящим двойником человека (и души, и тела). Египтяне верили, что у богов, как и у людей, есть и ба, и ка.

Бараноголовый (прил.). О существе (чаще всего, о боге) с головой барана. Бараноголовым богом был Хнум и, в некоторых случаях, Амон.

Бенбен. (сущ., м.р.). Камень, чудесным образом появившийся в первые часы существования нашего мира; на него поднялось солнце в свой первый рассвет. Обелиски являются подобием этого монолита, символизируя одновременно бенбен и окаменевший солнечный луч. Бенбен связан с гелиопольским культом.

Духовенство (сущ., ср. р.). Духовенством мы называем всех, занимающихся служением какому-либо божеству в его храме и владениях. К ним относятся прежде всего жрецы, настоящие служители бога, их помощники, писари… Часто по истечении месяца службы члены духовенства возвращались к светской жизни; их заменяли новые (на один или два месяца), а затем в храм возвращалась первая «команда». Такая взаимосвязь духовенства и светского мира сделала общество Древнего Египта по-настоящему религиозным.

Космогония (сущ., ж. р.). Это религиозное учение, основанное на мифологии и объясняющее возникновение мира и вселенной и их устройство. В разных городах космогония была разной. Так, в Гелиополе она была основана на образе творца Ра. А в Мемфисе героем первых часов существования этого мира был Птах.

Культ (сущ., м. р.). Это понятие объединяет все действия, связывающие людей с богами; самые значимые обряды были делом духовенства, и в них так или иначе была задействована статуя бога. Они совершались в стенах храма вдали от посторонних взглядов (туалет статуй богов, подношения, песнопения и т.п.). Культ мог также быть публичным: это такие его проявления, как, например, праздничные шествия, паломничества, ношение амулетов, домашние алтари.

Певица (сущ., ж. р.). Певицы исполняли для богов литургические гимны, мистерии и другие произведения под аккомпанемент флейт, тамбуринов и хлопушек. Успокаивая бога пением, певицы склоняли его прислушаться к молитвам. Особенно знамениты были певицы Амона.

Сердце (сущ., ср. р.). Сердце считалось средоточием человеческой души; именно оно взвешивается на последнем суде для определения соотношения добрых и дурных поступков.

Синкретизм (сущ., м. р.). Это одна из самых характерных особенностей религии Древнего Египта. Синкретизм заключается в соединении образов нескольких богов в единое целое. Синкретические божества, плод борьбы за влияние жрецов, показывают, какой именно бог одержал верх над другим. Однако такое слияние может проходить и более гармонично, когда ни одно божество не подавляет другое. Так, Птах и Сокар образовали единое божество по имени Птах-Сокар. Однако в результате синкретизма одно из божеств также могло быть подавлено, «поглощено» другим. Так, в Абидосе в результате отождествления Осириса и Хентаментиу, местного бога Абидоса, последний был поглощен Осирисом и в конце концов полностью исчез.

Служительница бога (сущ., ж. р.). Служительница бога считалась его супругой на земле. Начиная с эпохи Нового царства супругу Амона выбирали из ближайшего окружения царя. Одна из дочерей фараона посвящала всю свою жизнь служению богу и обязалась оставаться девственной до самой смерти. Имея в мужьях одного только бога, она была действительно близка с ним: только она могла садиться на колени статуи бога, обнимать его за шею… Следует отметить, что служительница бога была могущественной и богатой женщиной. Претендентка на должность проходила строгий отбор. Статуи Каромамы в Лувре и Аменардис в Каире свидетельствуют о красоте этих жриц.

Хлопушка (сущ., ж. р.). Своего рода перкуссия, состоящая из двух кистей или рук из слоновой или иной кости. Ими отбивался ритм музыки, исполнявшейся для богов. Хлопушки называли также служанками Хатор или Хекет.

Хтонический (прил.). Принадлежащий подземному миру (царству мертвых) и миру неупорядоченности (хаосу, аду). Это прилагательное характеризует обитающих там богов и духов. Самый знаменитый из хтонических богов — змей Апоп. Шедшед. (сущ., м.р.). Выступ на горизонтальной части щита бога (например, Упу-аута). Мы не знаем, имел ли он какое-то практическое применение или был украшением.

 

 

 

Читайте так же:
dsc_0544 dsc_0575 dsc_0609 dsc_0563 dsc_0550 dsc_0597 dsc_0819 dsc_0565
Оставить комментарий